Рекомендации логопеда родителям первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает  в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

В семье ребенка понимают и он не испытывает особых затруднений, если его речь не совершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу. Когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Эта одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

Родителям важно знать самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и пытаться устранить их до поступления ребёнка в школу.

В первую очередь следует обратить внимание на

Критерии готовности к школьному обучению:

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
    Дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены могут в дальнейшем привести к артикуляционно-акустической дисграфии;
  1. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  2. Сформированность слоговой структуры речи. Ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист… Недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может в дальнейшем привести к акустической дисграфии, поэтому при нормальном речевом развитии ребенок должен различать «на слух» все звуки речи;
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, выделять слова из предложения. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
    Недостаточная сформированность простых видов фонематического анализа слов является предпосылкой дисграфии на основе несформированности языкового анализа и синтеза;
  1. Достаточный запас представлений и понятий об окружающем мире, его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;
  2. Логически обобщает в пределах родо-видовых отношений (овощи, фрукты, мебель, транспорт…).
  3. Словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи.
  4. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать сдеформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.
  5. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных, адекватно использует предлоги;
  6. Недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев рук будущего первоклассника будет влиять на темп письма и почерк, а также появлению специфических ошибок на фоне общей усталости руки.
    Несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза может в дальнейшем привести к оптической дисграфии.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твёрдых – мягких; л – р). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают  смысло – различительного значения  этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие  к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения.

Развитию фонематических процессов помогут упражнения:

  • Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
  • Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).
  • Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.
  • Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).
  • Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).
  • Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка.

Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания:

  • Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.
  • Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.
  • Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»
  • Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».
  • Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.
  • Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
  • Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).
  • Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)
  • Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.
  • «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].
  • «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».
  • «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

Развитие зрительно-пространственных представлений.

  • «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
  • Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
  • На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.
  • «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.
  • Предложите ребенку сложить по образцу какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков.
  • «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.
  • «Чего не хватает?» . На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.
  • «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Развитие мелкой моторики.

Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:

  • «Пальчиковые игры».
  • Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.
  • Раскрашивание изображений и рисование.
  • Собирание мелкого конструктора и мозаики.
  • Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.
  • Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.
  • Лепка из пластилина и глины.
  • Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.
  • Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.
  • Вышивание.

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.

Рекомендованная литература для родителей:

  1. Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  2. Большаков С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление. – М. : Айрис-Пресс, 2005.
  4. Зарин АА, Тулина Л.Л. Рисуем по клеткам. – СПб.: КАРО, 2007.
  5. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. СПб.: КАРО, 2004.
  6. Калягин В.А. Когда ребенок плохо говорит. Советы психолога. – СПб.: КАРО, 2004.
  7. Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010.
  8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.
  9. Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит. Советы специалистов родителям коротко и доступно. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  10. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. – СПб.: КАРО, 2005.
  11. Парамонова Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. –СПб.: СОВА, 2009.
  12. Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребенка. – М.: АСТ:Астрель, 2008.
  13. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: АСТ:Астрель, 2002.
  14. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. -Н.Новгород.: ФЛОКС, 1995.