Речь – показатель уровня интеллекта и культуры человека. Грамотная речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом, а для школьника — средством успешного обучения в школе.
В общеобразовательные школы с каждым годом все чаще приходят дети с низкой речевой культурой. Вследствие их небольшого жизненного опыта, отсутствия достойных социально-бытовых условий жизни и воспитания, ибо зависимость речи младших школьников от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. У большинства детей с недоразвитием речи представления об окружающем мире значительно беднее, чем у нормально говорящих детей. Недоразвитие речи ограничивает общение детей со сверстниками и взрослыми, следовательно, ограничивает одно из самых эффективных средств познания жизни. Соответственно, значимость учителя-логопеда в учебной деятельности очень высока.
В связи с этим, основная задача учителя-логопеда общеобразовательной школы – своевременное выявление, предупреждение и коррекция недостатков чтения и письма, обусловленных различными нарушениями устной речи.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом:
- Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) обучающихся.
- Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся, принятых на логопедические занятия.
- Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей-инвалидов и детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры речевого дефекта.
- Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.
Направления работы учителя-логопеда:
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие артикуляторной моторики и мимики.
- Коррекция звукопроизношения.
- Коррекция просодии.
- Коррекция слоговой структуры слова.
- Обогащение словарного запаса.
- Коррекция грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Коррекция нарушений письма.
- Развитие внимания, памяти, восприятия, эмоционально-волевой сферы.